Обдумывая свой карьерный путь несколько лет назад, молодой программист Брэд Ньюберг столкнулся с затруднением. «Казалось, что мне либо прийдётся найти работу, которая даст определённость и общение, либо я могу стать фрилансером и получить свободу и независимость», — говорит он. — «Но почему я не могу получить и то, и другое вместе?»
Ньюберг начал действовать. Он придумал новый термин — коворкинг — и арендовал помещение, основав движение.
Коворкинг сильно развился с момента прозрения Ньюберга в 2005 году, в дюжинах мест по всей стране и всё больше и больше по всему миру люди предлагают такие же услуги, основывая офисы и сдавая в аренду рабочие места, создавая сообщества людей, у который разные занятия, но которые хотят поделиться своими идеям.
Коворкинг-офисы создаются и запускаются от Аргентины до Австралии, хотя вики-сайт, посвящённый коворкингу, показывает, что большинство из них в США. Хотя у некоторых из них солидно звучащие названия, у большинства всё же названия связаны с общинами 1960-х и прихотью дот-комов 90-х, например, Пчелиный Кооператив в Денвере, Офис Кочевников в Сиетле и т.д.
Коворкеры, вооружённые вай-фай ноутбуками и мобильными телефонами, в какой-то мере представляют собой технический вариант известной вековой практики, когда артисты и писатели объединялись и снимали сообща студии.
Большинство коворкеров говорят, что они пришли к этому по тем же причинам, которые вдохновили Ньюберга: они любят работать независимо, но они работаю менее эффективно, когда сидят дома одни.
«Даже асоциальные люди чувствуют необходимость в окружении другими людьми, хотя бы во время работы,» — говорит Лаура Форландо, изучающая, как люди работают в совместных офисах и кафе.
Коворкинг принимает различные формы. Hat Factory в Сан-Франциско — это рабочий чердак в доме троих технарей, который держат его открытым в течении дня для других людей. Некоторые компании такие, как Citizen Agency, интернет-консалтинг компания в Сан-Франциско, проповедующая коворкинг, имеют политику открытых дверей: некоторые арендуют у них места, а другие свободно заходят, чтобы попользоваться вай-файем или конференц-залом. Некоторые создают коворкинг-офисы как собственный бизнес, подобно общественным версиям корпоративных бизнес-центров.
Тара Хант, совладелец Citizen Agency, перечислила некоторые принципы коворкинга: сотрудничество, открытость, общность, устойчивость и доступность.
Многие идеи приходят из open-source движения, где люди свободно делятся своей работой, не заботясь о финансовой прибыли. Аналогично люди, вовлечённые в коворкинг, делятся своим опытом и идеями на сайте coworking.pbwiki.com.
Однако не всегда такой механизм совершенен. Тор Мюллер, исполнительный директор стартапа Get Satisfaction в Сан-Франциско, говорит, что открыл двери своих офисов для приятелей, желающих поработать. В один день его приятель стал агрессивно переманивать работников в собственный стартап и был выгнан из офиса.
«Должно быть какое-то уважение между стартаперами», — говорит до сих пор терзаемый Мюллер.
Тара Хант и Крис Мессина, её партнёр по Citizen Agency, говорят, что надо убедиться, что люди уважают их пространство и следят за чистотой.
«Кто-то хотел привести свою собаку, но мы ему сказали, что у нас такое не пройдёт», — говорит Хант. Мистер Влахидес из Hat Factory припомнил «европейских ребятах без чувства юмора», которые сели за общий стол и громко разговаривали по телефону вместо того, чтобы выйти.
В Citizen Space разрешено свободное посещение, но если кто-то начинает этим злоупотреблять, то его попросят заплатить за ключ. За 350$ в месяц работник может арендовать рабочее место и ключ в Citizen Space с 24-часовым доступом. За 250$ он получит только ключ. В офисе 7 рабочих место, большой стол для посетителей, отдельная конференц-комната, доска и другие офисные вкусности вроде пива и вина.
Хант и Мессина говорят, что не получают от этого прибыли. «Мы могли бы снять собственный офис на 800 кв. футов, потратив сколько-то денег,» — говорит Мессина, — «или мы можем остаться здесь и позволить людям встречаться и работать, что даёт нам возможность знакомиться с приятными людьми».
Мессина и Хант так заражены идеей коворкинга, что даже уговаривают своих клиентов. Консультируясь с производителем пакетов Timbuk2, они убедили компанию создать несколько коворкинг-мест в её офисах, чтобы привлекать технарей к обсуждению идей.
Другие коворкинг-офисы создавались как бизнес. Роман Гелфер, бывший торговец акциями, и Саша Василюк, писатель, начавший Sandbox Suites в Сан-Франциско в прошом октябре, сдают в аренду 4300 кв. футов на трёх этажах. Их арендная плата начинается от 135$ в неделю за право свободно посещать и работать в офисе и поднимается до 495$ в месяц за отдельное рабочее место.
«Если вы создали пространство для коворкинга и налаживания связей, то вы проделали огромную работу, и я определённо верю, что это большой бизнес», — говорит мистер Гелфер.
У Hat Factory более неформальный дух. Есть верование, что комната на чердаке когда-то принадлежала женщине, делающей шляпы. Сейчас эта комната занята видео продюссером, который запускает веб-стартап, и служащим Yahoo.
Hat Factory больше похож на общежитие, чем офис. Мистер Влахидес разбрасывает конфеты по полу, чтобы подразнить живущего здесь кота. Яркие полотна тканей свисают с потолка.
Коворкинг-офис в Brighton and Hove, Англия, названный Werks, — это пример того, как сетевой мир может распространить идеи за границы. Его основатель Джеймс Маккарти оставил свою работу в American Express и со своим партнёром арендовал здание в 6000 кв. футов, когда-то принадлежащее Барклай Банк.
Они сдавали в аренду артистам, разработчикам ПО и дизайнерам с надеждой получить когда-нибудь прибыль, но при этом распространяя идею коворкинга.
Подобным образом Фернандо Маклен из Буэнос-Айреса прочитал про Citizen Space и коворкинг в Ванкувере и написал заметку о том, как он хотел бы создать собственный офис.
«Меньше чем за три месяца я составил бизнес-план и попросил у своих партнёров финансовую поддержку», — написал он в своём письме.
Сейчас его коворкинг-офис наполовину занят восьмью работниками, но он говорит, что его дизайн студия выиграла «200%» от этого.
«У нас как у дизайнерской компании есть собственные проекты, но часть их мы отдаём в аутсорсинг, часто дизайнерам в нашем коворкинг-офисе. Они делают работу вместе с нами. Мы дополняем друг друга. Скорость неслыханная. Мы не тратим время на телефонные разговоры или чаты, мы просто идём в соседнюю комнату, где они сидят.»
На страницах коворкинг-вики множество стран, в которых люди хотят создать или работать в коворкинг-офисе.
Коворкеры чувствуют связь друг с другом.
В прошлом месяце технарь из Монреаля Дункан Вард принёс свой ноутбук в Citizen Space в Сан-Франциско. «Я просто приехал в город на неделю установить деловые контакты для своего стартапа», — говорит он. Он слышал о коворкинг-офисе от своего приятеля, основавшего коворкинг в Монреале.
Что касается мистера Ньюберга, основавшего движение, то он больше не коворкер, хотя и продолжает его рекламировать. Как и многие талантливые программисты, он работает в Google.